Публикацией этих материалов редколлегия открывает раздел по истории отечественной нейрохирургии, страницы которой полны интересных событий становления специальности "нейрохирургия" в России, оригинальных разработок как оперативных вмешательств на нервной системе, так и различных приборов, инструментов и прочее. Становление и развитие отечественной нейрохирургии связано с именами выдающихся деятелей медицины России XIX и XX веков и не может быть предано забвению, ибо только преемственность идей и традиций является движущей силой развития.

 

Страницы истории отечественной нейрохирургии
Часть I

Кондаков Е.Н.

Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт им. проф. А.Л. Поленова,
Санкт-Петербург, Россия

Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин

Почему мы так мало знаем о нашем прошедшем,
так его забываем и так легко относимся к тому,
что нас ожидает в ближайшем будущем?

Н.И. Пирогов


Профессор Владимир Михайлович Бехтерев
(1857-1927)

Столетие тому, как профессор Владимир Михайлович Бехтерев произнес провидческие слова при открытии операционной для "мозговой хирургии": "… в настоящее время является несомненным, что целый ряд черепных заболеваний, некоторые поражения спинного мозга и периферических нервов служат поводом к хирургическому вмешательству. Установление диагноза поражения, требующего хирургического вмешательства, определение даже способа этого вмешательства и по настоящее время находится большей частью в ведении невропатологов - лишь выполнение операции принадлежит хирургам. Очевидно, что это положение вещей не может быть признано нормальным, так как нельзя долго оставаться на полдороге…" (В.М. Бехтерев, 1897 г.).

В одной из обзорных статей (1947 г.) профессор Исаак Савельевич Бабчин писал, что "в истории развития нейрохирургии в нашей стране следует различать три основных периода: - общехирургический, хирургической невропатологии и современной нейрохирургии".

Очевидно, в определенной мере даже условное разделение единого процесса позволяет лучше проследить истоки и пути формирования нейрохирургии как специальности.

 

Истоки возникновения хирургии нервной системы

История медицины уходит в далекое прошлое и является предметом специальных исследований. Мы же ограничимся кратким сообщением некоторых сведений о возникновении и развитии главным образом преподавания медицины в России и нейрохирургии в частности.

Еще у скифов - древних поселенцев на территории нашей страны отмечалось высокое для того времени развитие медицинских приемов. Греческие историки V века до нашей эры (времена Гиппократа) писали, что врачи из Скифии пользовались высоким авторитетом в Греции. Эти сообщения полностью подтверждаются раскопками, проведенными в южных областях страны. Медицинские навыки и знания скифов нашли дальнейшее развитие у славян. Уже в древнейших источниках упоминается о существовании на Руси лекарей-профессионалов. Эти лекари, как и у других народов, были эмпириками, накопившими собственный опыт лечения некоторых наружных и внутренних болезней, а также воспринявшими и сохранившими опыт предшествующих поколений, чаще всего своих прямых предков.

Археологические находки показывают, что "лекари" славянских племен в эпоху Киевской Руси обладали достаточно высокими познаниями в лечении черепно-мозговых повреждений. В 1853 г. Н.Ф. Беляшевский при раскопках славянского городища Княжая Гора на берегу Днепра в Каневском уезде обнаружил череп с трепанационным отверстием в области лобного бугра. Судя по данным других археологических находок, череп относится к великокняжеской эпохе, эпохе Киевской Руси (IX-XII вв. нашей эры). Гладкие края и правильные очертания дефекта свидетельствовали, что трепанация производилась с помощью специальных инструментов.


Трепанационное отверстие на черепе (теменная кость) со следами нового образования кости по краям, указывающими на то, что субъект жил известное время после операции


Титульный лист книги Д.Н. Анучина "Амулет из кости человеческого черепа и трепанация черепов, в древние времена, в России" (1895 г.)

В 1895 г. Д.Н. Анучин выпустил работу "Амулет из кости человеческого черепа и трепанация черепов в древние времена в России", содержащую подробное описание археологических находок и 13 иллюстраций.

При исследовании в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР около 600 черепов и других костей скелетов из древних захоронений (X-XI вв.) города Белая Вежа. В.А. Гойхман (1954 г.) заметил следы прижизненных ранений на 15 черепах. Повреждения наносились преимущественно холодным оружием (мотыгами, боевыми топорами, гораздо реже тупыми орудиями - палицами). Среди них обнаружены два черепа со следами прижизненной трепанации.

С возникновением на Руси классового общества на медицину стала оказывать возрастающее влияние религия, функции лекарей отчасти стали выполнять "волхвы", а с переходом к христианству - священники. С этого времени наблюдалось одновременное существование двух типов лекарей - народного лекаря-эмпирика и лекаря-священника. Из лекарей-эмпириков позднее формировались первые военные врачи, обслуживавшие княжеские дружины, самих князей и их семьи.

Точно не известно, с какого времени на Руси появились больницы, но с введением христианства при первых монастырях возникали приюты и богадельни, где также занимались лечением. В самых ранних документах древнерусской письменности встречаются сведения о существовании "лечцов", а также больниц. Отдельные предписания и правила по бытовой гигиене большей частью включались в книги общего содержания. Такой книгой (XVI век) является "Домострой" - наставление по ведению хозяйства, постепенно дополнявшееся и сохранившее свое значение до преобразований Петра I. В "Домострое" содержались, кроме прочего, указания по лечению болезней и по бытовой гигиене. В уложениях "Стоглавного собора" (1551 г.) содержались указания о призрении больных и увечных, об их лечении. К этому же времени относится и появление рукописных лечебников. Одним из них является "Лечебник строгановских лекарств…". Травники и лечебники содержали богатый опыт народной эмпирической медицины и опыт русских лекарей-профессионалов, встречались также и переводы Гиппократа, Аристотеля, Галена и других.

Государственного органа, руководившего медицинским делом, в Московской Руси не было. В некоторой степени это восполнялось Аптекарским приказом, созданным в конце XVI века и предназначенным для наблюдений за лечением царя и его семьи. Первая, устроенная в России при Иване IV в 1581 г., аптека имела такое же назначение. В 1672 г. была открыта вторая аптека - "нижняя" с вольной продажей для всех. С конца XVII века Аптекарский приказ рассылал по полкам ящики с медикаментами. Выдачей лекарств больным и раненым распоряжались специально назначаемые командиром лица. В XVII веке чаще приглашали докторов, лекарей, аптекарей из других стран, первоначально это делалось только для обслуживания царского двора. В 1654 г. была создана при Аптекарском приказе лекарская школа, в которую были набраны "стрелецкие дети". В школе преподавались начала анатомии, физиологии, хирургии, терапии, лекарствоведение. По окончании теоретического курса учащиеся проходили практическую подготовку под руководством опытных лекарей. Окончившие определялись лекарями в полки "для лечбы ратных людей".


Портрет А. Везалия работы Калькара Я.С. (1514-1564)


Обложка книги А. Везалия
"О строении человеческого тела" (1543 г.)

Развитие государства и книгопечатания существенно сказалось на медицине. Епифаний Славинецкий переводил в Москве на русский язык классический труд Андрея Везалия "О строении человеческого тела" и другие естественнонаучные и медицинские труды.

А. Везалий не только систематизировал сведения о строении нервной системы, но многие из них проверил на трупе. В трудах Везалия приведены отдельные сведения и предположения о функциональном значении того или иного образования нервной системы. Публикацию знаменитой книги А. Везалия "О строении человеческого тела" (1543 г.) следует считать началом развития особого направления, характеризующегося использованием анатомических данных для объяснения функционального значения органов и тканей. В книге имеются специальные разделы, посвященные строению головного мозга и нервов.

Интересно вспомнить, что еще в XVI веке А. Везалий сделал трепанацию черепа внуку Карла Великого (испанского), дону Карлосу, имевшую благополучный исход.

В 1656 г. в Смоленске был открыт военно-временный госпиталь, такой же госпиталь был создан за счет казны в 1678 г. в Москве. В 1682 г. последовал указ об открытии в Москве двух больниц для гражданского населения. В этих больницах предполагалось не только лечить больных, но и обучать молодых врачей, что было замечательным начинанием по сравнению с преподаванием медицины в университетах Запада.

В Европе в период господства средневековой схоластики преподавание медицины велось только по книгам, "отрецензированным" церковными служителями. Возрождение клинического преподавания в Западной Европе в XVI веке связано с именем Джованни Баттисты Монтано - профессора Падуанского университета, который утверждал, что "учить можно не иначе, как посещая больных".

В конце XVII - начале XVIII веков решающее значение в разработке и внедрении клинического преподавания в Западной Европе имел Лейденский университет (Голландия).

При университете была организована клиника, которой руководил врач, химик и педагог Герман Бурхааве, возглавлявший университет, созданы кафедры медицины и ботаники, химии, практической медицины. По его утверждению, "клинической называется медицина, которая наблюдает больных у их ложа". Клиническая школа, созданная Г. Бурхааве, сыграла исключительную роль в развитии европейской и мировой медицины. К нему съезжались студенты и врачи из многих стран. Лекции Бурхааве посещали видные деятели того времени, в том числе Петр I.

В допетровской России хирургии не было. Практиковались некоторые хирургические операции и манипуляции, но обычно они производились ремесленниками (костоправы, цирюльники) и только в исключительных случаях - тогда еще очень редкими в России врачами-иноземцами.

В 1692 г. Петром I был направлен в Падую П.В. Постников, который обнаружил большие способности и в 1694 г. блестяще защитил докторскую диссертацию "Признаки, указывающие на возникновение гнилостных лихорадок". В дальнейшем были посланы в Падуанский университет и также успешно окончили курс другие русские молодые люди. При Петре I было приглашено на службу из-за границы 150 врачей, - число значительное для того времени - что позволило быстро удовлетворить потребность в медицинской помощи.

Становление высшего медицинского образования в России связано с именем Николая Ламбертовича Бидлоо. Уроженец Амстердама, он закончил Лейденский университет, где учился медицине у Г. Бурхааве. В 1702 г. Н. Бидлоо был приглашен в Россию и стал врачом Петра I, в 1707 г. он возглавил первую в России госпитальную школу, открытую в Москве по инициативе государя при первом военном сухопутном госпитале (ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко). Н.Л. Бидлоо заведовал госпиталем и школой почти 30 лет. Московский госпиталь был обширной для своего времени учебной базой и давал богатый клинический материал. При школе имелся анатомический театр и ботанический огород. В программу обучения входили анатомия, хирургия, десмургия, внутренние болезни с патологоанатомическими вскрытиями, аптекарская наука, латынь, рисование. Техника хирургических операций изучалась на трупах. Продолжительность обучения в школе была 7-11 лет. Учебников не было, и Н. Бидлоо обучал студентов по своим рукописным книгам: "Зеркало анатомии", "Сокровище медико-практических лекций" и "Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре", последняя впоследствии была издана на латинском и русском языках.

"Наставление…" датировано 1710 г. и является хронологически первым пособием по хирургии в России. Хирургия Н.Л. Бидлоо основана на твердых началах анатомии. В письме Петру I в 1712 г. в связи с первым выпуском школы он писал, что своих учеников "хирургии по основанию анатомическому научил". В первом выпуске было 3 ученика, в 1713 г. - 6, в 1714 г. - 12. В историю отечественной хирургии Н.Л. Бидлоо вошел как "первый учитель хирургии в России" и автор первого в России руководства "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре".

Школа стала крупным центром подготовки русских лекарей и сыграла важную роль в истории медицинского образования России. Дальнейшее расширение медицинского образования в России связано с открытием генеральных госпиталей в Петербурге и Кронштадте. В 1717 г. в Петербурге был создан сухопутный военный госпиталь, а в 1719 г. - адмиралтейский госпиталь в Кронштадте. В 1733 г. при этих госпиталях были также открыты лекарские школы, которые стали именоваться медико-хирургическими школами.


Николай Ламбертович
Бидлоо (1669-1735)


Титульный лист книги
Н.Л. Бидлоо "Наставление
для изучающих хирургию
в анатомическом театре"
(1710 г.)

Воспитанником Кронштадской госпитальной школы, впоследствии профессором анатомии М.И. Шеиным была переведена в 1757 г. "Анатомия" Гейстера, а в 1761 г. - "Основательные наставления хирургические" Платнера.

Петр первый предпринял в числе прочих реформ серьезную попытку при учрежденном им госпитале организовать и хирургическое образование (школа Бидлоо в Москве), затем такие же школы были организованы при некоторых госпиталях в Санкт-Петербурге. В центрах (Москва, Петербург) были при генеральных госпиталях официальные операторы, они же и преподавали хирургию в медицинских школах. Наряду с госпитальными операторами в Москве и в других городах до начала XIX века производили операции и простые эмпирики, со слабой медицинской подготовкой, но имевшие навыки какой-либо одной операции.

Большое влияние на развитие медицинского образования в России оказало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук. Ее первым президентом был лейб-медик Петра I Л.Л. Блюментрост. Академия являлась не только научным, но и учебным учреждением. При академии были созданы гимназия, академический университет, библиотека, Кунсткамера, астрономическая обсерватория, анатомический театр и ботанический сад.

Представители семьи Блюментрост оставили заметный след в истории медицины России. Это - семья видных врачей, работавших в России в конце XVII и начале XVIII веков. Лаврентий Алферович Блюментрост (1619-1705) - известный немецкий врач, приглашенный в качестве лейб-медика ко двору царя Алексея Михайловича (1668 г.). Медицинское образование получил в Гельмштедте, Лейпциге и Йене. В 1648 г. удостоен докторской степени.

Иван Лаврентьевич Блюментрост (1676-1756) - сын, автор проекта преобразования медицинского дела в России, согласно которому всей медицинской частью государства должна управлять медицинская канцелярия, или коллегия. Медицинское образование получил в Кенигсберге и Галле, где в 1702 г. защитил диссертацию. Был военным врачом, лейб-медиком и после утверждения его проекта назначен архиатром; с 1721 г. по 1730 г. возглавлял Медицинскую канцелярию.

Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (1692-1755) - младший сын, автор (совместно с Шумахером) проекта Санкт-Петербургской академии наук и первый ее президент (1725-1733), лейб-медик Петра I. Медицине обучался в Галле, Оксфорде и в Лейдене у знаменитого Г. Бурхааве. В Лейдене защитил докторскую диссертацию. Сопровождал Петра I в его путешествии по Европе, вел переговоры с Рюишем о покупке у него музея анатомических препаратов, вошедших в Кунсткамеру. После 1738 г. был старшим доктором госпиталя и директором госпитальной школы в Москве.

После реформы медицинского образования, которую провел П.З. Кондоиди - архиатр и президент Медицинской канцелярии (учреждена в 1719 г. вместо Аптекарского приказа), в программу медико-хирургических школ (с 1753 г.) было введено преподавание физиологии, акушерства, женских и детских болезней, установлен 7-летний срок обучения и экзаменационная система. С именем П.З. Кондоиди связано также создание в 1756 г. первой российской медицинской библиотеки. В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в самостоятельные медико-хирургические училища с более широкой программой преподавания и задачей подготовки не только практических врачей, но и научных кадров.

В 1795 г. была проведена новая реформа медицинского образования, инициатором которой был главный директор Медицинской коллегии А.И. Васильев (утверждена в 1763 г. вместо Медицинской канцелярии). Завершением реформы был указ 1798 г. об учреждении Петербургской медико-хирургической академии. Помимо Петербургской, была создана Московская медико-хирургическая академия, просуществовавшая до 1846 г.

Крупным событием в культурной жизни страны было открытие в 1755 г. Московского университета, в состав которого входил и медицинский факультет. Это был первый русский университет, возникший по мысли и проекту великого ученого М.В. Ломоносова. Первая лекция на медицинском факультете была прочитана в сентябре 1764 г. профессором анатомии, хирургии и родовспоможения И. Эразмусом.

Московский университет уже в ранний период своего существования стал центром подготовки преподавательских и научных кадров, с 1791 г. университету было дано право присуждать ученую степень доктора медицины.

История системы или института аттестации научных и научно-педагогических кадров насчитывает уже более восьми веков и началом своим имеет, очевидно, XII век, когда в 1130 г. Болонским университетом была впервые присуждена докторская степень. К XVIII веку восходят самые ранние истоки отечественного института научной аттестации, на протяжении того столетия формировались идеология и традиции национальной научной элиты в лице деятелей Российской академии наук, членов профессорско-преподавательского корпуса Академического и Московского университетов и других учебных заведений.

Возведение в медицинские ученые степени в дальнейшем осуществлялось советами университетов и равнозначных им медицинских школ, которые в своей практике руководствовались "Положением" об ученых степенях 1819 г., разработанным для Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.

В последующем был издан еще ряд законов, правил, положений (1837, 1838, 1845, 1864, 1884 гг.), в совокупности составивших правовую основу функционирования системы научной аттестации XIX - начала XX века. Изначально она не представляла собой единой и отдельной в организационном отношении структуры и до октября 1917 г. входила в обязанности профессорских коллегий университетов, Военно-медицинской академии и Женского медицинского института, равнозначных по программам университетским медицинским факультетам.

После революции 1917 г. декретом Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. "О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской республики" в России были ликвидированы ученые степени. Только в 1934 г. постановлением Совнаркома СССР "Об ученых степенях и званиях" были установлены ученые степени кандидата и доктора наук и в этом же году утвержден первый состав Высшей аттестационной комиссии.

Важным событием в жизни России явилось открытие в 1798 г. Петербургской медико-хирургической академии, которая сыграла особую роль в деле подготовки военных врачей и на протяжении своей более чем 200-летней истории является крупнейшим научным медицинским центром России.

Только с учреждением Медико-хирургической академии в России появляется научная хирургия и ряд крупных ученых, создавших в дальнейшем Научно-практические хирургические школы.

Часть II